By in

Сериал “Оптимисты” (дальше СПОЙЛЕРЫ) посмотрела запоем за два дня. Отличная история о полугоде из жизни МИДовских пиарщиков в 1960 г., которых никто всерьез не воспринимает, да и они свою работу тоже, но надеются сделать однажды что-то важное, не замечая, что главное в их жизни вовсе не работа, а постепенное затягивание в сети лицемерия и взаимного предательства, где каждая мелкая ошибка может стоить карьеры, а то и жизни, и каждый день сопровождается страхом, но фоновым и потому привычным и малозаметным. У Максима Виторгана и вовсе феерическая роль вроде бы свободолюбивого поэта, готового от себя отказаться, лишь бы квартиру получить.

Серьезное раздражение вызывает одно: почему настолько не отрефлексирован всепроникающий сексизм того времени? В том же Mad Men, с которым только ленивый не сравнил, проявления сексизма и любой другой дискриминации оформлены очень четко, всегда видишь позицию авторов и параллели с сегодняшним днем, когда многое изменилось, либо на самом-то деле не изменилось вовсе. Тут же это просто часть повествования без какой-либо попытки дать зрителю дополнительное измерение во взгляде на явление. Учитывая, что большинство зрителей так и застряло в этом смысле в 1960 г., такой подход прямо работает на укрепление стереотипов.

К примеру, герой Вдовиченкова при переходе на новую работу сообщает начальству, что довериться ему можно, он же не баба. Оказалось, что и правда можно, никакого развития реплика не получила. Другие персонажи спорят на секс с буфетчицей, выигравший получает почет и уважуху, скромно умолчав, что женщина с него сама штаны сняла. Родители жены одного из персонажей покупают им квартиру и машину, причем машина достается не их дочери, а мужу, и никакого внимания этот факт не получает.

Герой Вдовиченкова преспокойно ходит налево, но девушке своей (на которую до того сваливал собственную дочь, потому что не мог сам справиться) то же самое не прощает, зато прибегает в итоге за помощью. Девушка помогает, рискуя всей своей карьерой и не получив от главгероя объяснений, зачем это нужно (и не получив самого героя как награду, он растворяется в тумане). Выглядит так, будто он просто классный парень, которому женщины обязаны помогать даже в ущерб собственным интересам. Это с мужчинами он пытается договориться, а женщины — носительницы обслуживающего функционала.

Девушка одного из персонажей боится сказать ему, что ею манипулирует тренер, склонивший к регулярному сексу, от которого теперь невозможно отказаться. Она становится перед выбором: или продолжать спортивную карьеру с этим самым тренером, либо замуж за любимого, а из команды вон. Понятно, в то время вариант “попробовать заменить тренера” был нереален, но он даже в виде мечтательного пожелания не появляется, и девушка радостно бежит замуж, в один момент без сомнений бросив все, над чем работала, ради любви, а за секс с тренером по его инициативе жених ее “прощает”.

Каждому хочется дать с ноги, честное слово. А сценаристам задать несколько вопросов, сидя за столом с зеленой лампой. Я как-то далека от мысли, что зрителям надо все разжевывать и с ложечки скармливать, но в таком виде демонстрация махрового сексизма его только укрепляет, а несправедливость подхода не обнажается. В конце концов, фильмы и сериалы о прошлом гораздо больше говорят о настоящем: о том, как мы видим и оцениваем события сейчас и как к ним относимся. Если же позиции нет, значит, это прошлое все еще с нами, точнее, мы в нем застряли — надолго.

Leave a reply