0

“Любовь в холодном климате” Нэнси Митфорд – изданный в 1949 году роман о жизни нескольких родственных аристократических семейств в конце 1920-х гг и начале 1930-х. По форме – семейная сага об эксцентричных англичанах, бесконечных попытках все устроить по правилам и внезапных поворотах судеб некоторых. Но если читаешь в современной оптике, от происходящего кровь в жилах стынет и колется. 

Одну из героинь, единственного ребенка в невероятно богатой семье, лишают содержания и наследства за неподходящее с точки зрения родителей замужество, хотя она даже не сбежала, а просто настояла на браке с мужчиной, которого родители при желании сами могли бы от свадьбы отговорить, но спихнули всю ответственность на еще несовершеннолетнюю дочь.

Другая героиня без потрясений выходит замуж за мужчину своей мечты, университетского преподавателя, который отдает ей на откуп все домашние дела, включая ремонт дома, в котором им предстоит жить (героине 20 лет, и они никогда в жизни не управляла никаким ремонтом), оставляет ее в кругу скучных взрослых преподавательских жен, хотя та мечтает об интеллектуальном общении, а затем попрекает молодую жену недостаточно умными беседами о насущном, а дома постоянно отсутствует.

Старшее поколение беспокоится, как бы дочери лишний раз не узнали чего о сексе, и пресекают разговоры, но совершенно ничего не делают, когда выясняется, что принятый в их кругу мужчина домогался почти каждой девочки, которую знал, включая 13-летних. В изящной прозе того времени, понятное дело, подробности предлагается читателю домыслить самостоятельно, но девочки упоминают, что это были “ужасные вещи”, которые некоторым так понравились, что хотелось повторить с кем-нибудь помоложе. При этом родители с раздражением описывают приставания как “лишний раз погладил по голове, а она!”. 

Надо сказать, старшее поколение так наивно местами, что не всегда можно понять, действительно они не понимали происходящего (одна гранд-дама “спутала содомитов с доломитами”), или просто не хотели оказываться лицом к лицу с проблемой и необходимостью ее решения, которое никак не возможно без огласки. 

И вообще мужчинам многое сходит с рук, в отличие от женщин. К примеру, гея, получающего по майорату центр жизни семьи – большое поместье, – ни женить не пытаются, ни признать, что после него дом достанется неизвестно кому. У любителя юных крошек все складывается отлично. Отец семи детей не в состоянии их воспитать, открыто ненавидит племянницу, которую бросили родители, и заводит специальный ящик, где складирует записки с именами тех, кому желает смерти – включая лабрадора собственной дочери, – но его все любят. Жену одного из героев считают разрушительницей его карьеры, хотя именно она ее построила, а муж только пользовался преимуществами получения классных синекур. Женщины же в поисках любви или собственного места в жизни постоянно ходят по минному полю, и оказывается только один способ с миром совладать: подчинить его себе. Но любви в таком холодом климате не дождешься.

На фото – кадр из экранизации 2001 года, надо посмотреть, а то непонятно, почему Розамунд Пайк досталась роль наивной простушки Фанни, а не холодной красавицы Полли. Еще есть экранизация 1980 года, но ее я вряд ли выдержу.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статья
Следующая статья