“Рассказ Служанки”/Handmaid’s Tale (2017)

0

Первый сезон “Рассказа Служанки” (Handmaid’s Tale) закончился, и я рада, потому что он, конечно, и страшный, и хорошо сделанный, и вовремя вышел, и невероятно круто снят операторски, но какой-то скучный, и я половину времени только понимала, как мучается героиня, но сопереживать ей не получалось. Возможно, стоило подождать до конца сезона и тогда уже посмотреть его нон-стоп, а не ждать каждой серии неделю, чтобы погрузиться в ее мрак и безысходность. Если будете так смотреть, расскажите потом, как зашло.

События из романа Маргарет Этвуд вошли в первый сезон, сериал продлили на второй, так что, возможно, будет уже повеселее. А, может, и скучнее, если не останется еще и развлечения выискивать расхождения с первоисточником. Но я надеюсь, что они привнесут еще какую-то идею, потому что с иллюстрацией мысли Этвуд о соблазнительности власти и привлекательности насилия, кажется, уже разделались.

Но Гилеаду, похоже, хана: в нем все держится на предельной жестокости, а черный рынок, измены политике партии и коррупция все равно на месте. Скорее всего, отсутствие детей ситуацию только ухудшает, потому что нет тех, ради кого стоит оставаться полностью конформными, а также нет армии подростков, способных доносить на родителей и некритично верить в официальную идеологию, — на тоталитарные системы в том числе и держатся.

Для тех, кто не в курсе, о чем в сериале и романе речь: ближайшее будущее после экологических катастроф, дети не рождаются, большие территории загрязнены токсичными отходами, в США к власти приходят христианские фундаменталисты, запершие границы и разделившие всех женщин на касты, причем немногочисленных фертильных отдали насиловать высшим чинам для производства детей, прикрываясь крайне вольно трактуемыми пассажами из Библии. Тут о фильме 1990 года по роману.

Надеюсь, Энн Дауд (Тетка Лидия) в сериале останется, она восхитительна в изображении сложных персонажей, в Leftovers (”Оставленные”) она вообще лучше всех. В “Рассказе Служанки” Тетка Лидия искренне верит, что имеет право жестоко наказывать женщин, уклоняющихся от насильственного деторождения, при этом уверена, что относится к ним хорошо и мучает для их же пользы, и считает их покорность после пыток — добровольной жертвой. Этот извив логики позволяет ей и наслаждаться насилием, и считать себя проводником добродетели.

Еще в сериале фантастический саундтрек, а в последнем эпизоде — Feeling Good Нины Симон, которую я в разном исполнении за последние полгода уже в нескольких сериалах слышала. Сразу вспоминается “Легион” и Sense8. Это песня о свободе, а в Гилеаде ее нет ни у кого — даже у тех, кто весь новый строй придумал. Они и себя заперли, и окружающих, но у некоторых клетка получше и поудобнее, а главное — есть возможность помыкать другими запертыми.