Официально – писательница

0

Я теперь официально писательница – заключила договор с издательством “Альпина нон-фикшн”, книга “Наука секса для подростков” выйдет у них в следующем году. Электронную версию при этом можно будет бесплатно скачать у меня на сайте. Вообще договор пришлось изрядно перелопатить, потому что у меня был ряд требований, от которых отступиться не могу, взамен согласилась на что-то, для меня несущественное. Меня много спрашивали, как удалось так быстро найти издателя, да еще на таких сложных условиях. Рассказываю, как шел процесс.

Определилась с форматом. Книгу я задумала еще в прошлом году и быстро поняла, что надо ее будет издавать и на бумаге тоже, потому что и родителям проще вручить книгу как физический объект детям, и многие просто любят позависать над страницами, особенно когда там много фактической информации. Я сама тоже предпочитаю учебники на бумаге – с ними удобнее работать.

Определилась с публикацией. Сначала предполагала издавать самостоятельно на Ridero, это формат печати он-деманд (сейчас еще у “Литреса” такой сервис есть), но, изучив вопрос, решила не связываться, потому что хочу книгу на полках в офлайновых магазинах, чтобы люди могли ее полистать перед покупкой. Кроме того, издательство знает, как ее продвигать, у них есть пиар-службы, а я просто не хочу заниматься рекламой книги самостоятельно, потому что это либо долго и дорого, либо недорого, но чрезвычайно долго и нервно, а я лучше в это время чем-то еще полезным займусь – то же продвижение краудфандинга меня страшно вымотало, только начала в себя приходить.

Еще пару слов тут о своем выборе писала. Сразу оговорюсь, что это не в пику Ridero, а именно о моем выборе. Если у вас, к примеру, есть стабильная лояльная аудитория в 200 000 человек в соцсетях, можно и самостоятельно издавать, тут вам не всякое издательство составит конкуренцию. В последнем случае еще есть вариант вообще все делать самостоятельно и не зависеть от наценок всех посредников в пути, но это правда сложно, я всем рекомендую сначала ознакомиться с историей Максима Ильяхова “Фасуй, оформляй”, который решил сам книгу продавать и понял, и за что посредники деньги берут, и какие издержки в них закладывают.

Посоветовалась со знакомыми из издательского бизнеса. Это обошлось мне в оплату их какао и пирожных, на которые приглашала. Я сама охотно консультирую знакомых бесплатно (если это недолго), поэтому просить других о подобном совсем несложно. Встречи помогли очертить области издательского дела, о которых я знаю очень мало или не знаю ничего, поэтому все время имею в виду, что о них надо много переспрашивать и узнавать, чтобы составить точное представление о том, что тебя ждет. Разобралась немного в ценообразовании, скорости издательского процесса, форматах печати и так далее. Вот, кстати, телеграм-канал одной такой знакомой, которая мне страшно помогла – Редактор Р – пишет как раз об издательских делах.

Смирилась с тем, что на продаже своей книги не заработать. Как понять, сколько вы получите с продажи книги, если решите ее издавать? Посмотрите, сколько стоит в магазине книга, на которую ваша будет похожа (включая сложность верстки, наличие иллюстраций, размеры, толщину, бумагу, качество обложки и тп), и разделите на два – получите примерную отпускную цену одного экземпляра в издательстве, от которой вам уйдет 10% роялти, только надо будет еще вычесть подоходный налог (13%, если вы физическое лицо). Первый тираж обычно составляет полторы-три тысячи экземпляров, за какой срок вы его продадите, науке неизвестно – может, за неделю, может, за пару лет.

В общем, если ваша книга в магазине стоит 500 рублей, а тираж у вас 2000 экземпляров, ваш доход составит 43 500 рублей за неизвестный срок, причем вам надо будет помимо собственно написания книги еще дополнительно вложиться временем – ходить на встречи с читателями, давать интервью и тому подобное. Гораздо выгоднее найти нормальную работу.

Нашла через знакомых номер телефона гендиректора “Альпины” и отправила SMS. Там было буквально три строчки: я такая-то, делаю то-то, планирую такую-то книгу, не хотите ли встретиться на полчаса обсудить? Встретились и обсудили, пришла на встречу с расписанной структурой книги и списком всех глав с обозначением, что в них будет, получила стандартное предложение для всех начинающих писателей: присылайте синопсис и одну главу, обсудим на редколлегии. С таким же успехом могла бы просто послать письмо в издательство, редакторы их правда читают (и стонут порой, потому что шлют им и всякую хтонь, разумеется).

Но для меня было важно, во-первых, посмотреть на реакцию, когда расскажу о проекте, а, во-вторых, потренироваться в его презентации. Никакую одну главу я никуда не послала, конечно, потому что засосала работа. Одной из причин, почему я уволилась и только тогда начала собирать деньги, это то, что работала я как надо, и ничего сделать для книги не успевала.

Походила на курс Write like a Grrrl. Точнее, я его почти сразу из-за занятости на работе и перестановках в сроках проведения бросила, хотя и полностью оплатила вперед, но все равно оказалось полезным. Во-первых, в процессе дошло, насколько женщины в среднем старательнее мужчин (это я и как редактор подтверждаю – женщины в разы чаще сдают все вовремя, по делу, без серьезных недоработок, и даже файлы нормально форматируют и вообще следуют инструкциям, а мужчины сплошь творческие личности, за которыми приходится лужи подтирать), и если рассматривать именно качество, у нас уже есть фора, хоть мы этого и не видим (и издательский бизнес часто тоже, кстати). Во-вторых, дали несколько полезных приемов для того, чтобы писать регулярно, не отвлекаясь и не устраивая себе авралы (за ними и шла, потому что сам курс посвящен созданию художественной литературы, а я к ее написанию равнодушна).

Ну и учиться в женской компании приятнее, потому что можно говорить об общих проблемах без непременного менсплейнинга и незаметной для себя самоцензурой, так что обучение идет эффективнее.

Воспользовалась предложением. Во время краудфандинга ко мне обратились представители восьми, кажется, издательств. План был – со всеми пообщаться и найти лучший вариант. Но потом я подумала, что “Альпина” подходит практически по всем параметрам: продается почти везде, представлена в регионах, не настолько большая, чтобы автор оказался в поточном производстве, не настолько маленькая, чтобы это лишало известной гибкости. Еще у них адекватные пиарщики (когда договариваюсь, чтобы прислали какую-то книгу на обзор, все очень быстро и четко) и у нас нормальный человеческий контакт. Вполне может быть, что я что-то по незнанию недооценила и ошиблась, но прямо сейчас у меня вопросов нет, и работать с ними приятно (если не считать, конечно, ужаса приближающегося дедлайна, книгу придется сдать в указанный в договоре срок).

Проработала договор. Прислали стандартный, я его прогнала через двух юристов и сама доработала, потом поторговались и договорились. Бояться этого не нужно, хотя гарантий, что ваши правки примут, конечно же, нет. Но мне было важно защитить интересы в том числе других людей, с которыми работаем на проекте, а также действовать, имея в виду собственные планы, так что на это ушло несколько недель переписки, а потом еще, когда приехала подписывать договор, кое-что поменяли. Мне не удалось внести в него абсолютно все, что хотелось бы, но получилось больше, чем вышло бы с некоторыми другими издательствами.

Считайте это инструкцией по работе с издательствами для начинающих авторов. Ну и, конечно, придумывайте и пишите настолько захватывающие книги, чтобы издательства сами за вами гонялись. Тогда с ними работать становится гораздо проще.