“Чем проявляется дискриминация в России коренных народов?”

0

“Дорогая Татьяна, вопрос, возможно, не в тему, но осмелюсь. В одном из интервью ты говорила, что по национальности являешься коми и что в твоих родных краях твоё отличие от местных заметно. А чем? И чем проявляется дискриминация в России коренных народов, ведь финно-угры не отличаются никак от обычных европейцев? Я сама не из России, но эта тема мне кажется очень животрепещущей и скрываемой.”

Привет! Когда я была ребенком, все знали, кто кем по национальности является, тогда даже соответствующая графа в паспорте была, кажется. Так что хотя и выглядишь в принципе как все на твою родину понаехавшие (хотя наметанный глаз быстро отличает, а в Финляндии я просто растворяюсь в толпе), в разных там коллективах начинается. В Республике Коми коми язык – второй государственный, вывески дублируются, экзамен на него сдают госслужащие, были какие-то поблажки при поступлении в вузы (не интересовалась деталями, сама поступила, сдав экзамены на нужный балл), какие-то бесплатные лекарства и т.п., двадцать лет назад так было, как сейчас, не знаю. Все это выглядит так, будто коми находятся в привилегированном положении.

На самом же деле это своего рода компенсация за то, что наш родной язык нам недоступен для постоянного использования, количество носителей культуры сокращается до постепенного исчезновения, и как этнос мы тоже вымираем – как было нас 200 000 сто лет назад, так и сейчас то же число, а это стагнация и путь в никуда.

Отношение как к людям второго сорта при этом чувствовалась на всех уровнях. Примерно как в Москве русские относятся к украинцам – если у человека украинский акцент, он воспринимается как менее умный и образованный, недостаточно интеллигентный, в кино или сериале акцент могут добавить, чтобы показать, что его обладатель “чисто колхоз”. Тут же было достаточно знать, что ты коми. Например, мне как-то учительница химии на уроке сказала, что мой народ 200 лет назад “по деревьям скакал и березовую кору жрал”. На этом основании меня решили не отправлять на олимпиаду, а никто из класса меня не поддержал, даже когда учителя нас не слышали.

Очень странное было ощущение, когда приехала в Москву, и оказалось, что всем плевать. Иногда те, кто узнавал про национальность, говорили удивленно, мол, а не похожа на чукчу. И это как раз образец внутрироссийского национализма – национальность привязывается к внутреннему содержанию человека. Как будто среди чукч нет умных разносторонних людей, а среди русских и тех, кто себя таковыми считает – ничем не интересующихся обывателей, с которыми поговорить не о чем.

Простое мысленное упражнение: какая картинка возникает в голове, если сказать “ханты, манси и мордва”? Олени, бубны из кожи и фотографии из краеведческого музея? А не те же люди с тем же образованием и увлечениями, что и у любого другого человека из российской глубинки? И нам еще относительно повезло, что фамилии русские приписали – когда резюме присылаешь, не отсеивают на этапе рассмотрения, как, скажем, татар или других обладателей “этнических” имен и фамилий.

Людям свойственно разделять окружающих на выдуманные группы и приписывать им разные свойства, чтобы проще обрабатывать входящую информацию, поэтому надо признать это и вычислять собственные когнитивные искажения, чтобы видеть людей, а не ярлыки. “Коми и чукчи – туземцы”, “женщины сверхэмоциональны”, “мужчины всегда мальчишки” и так далее – надписи маркером на лбу, которые мешают встречаться с реальными людьми и с собой.