Шесть ретро-сериалов на Валентинов день

0

После рекомендации “Удивительной миссис Мейзел” получила много вопросов, что еще можно посмотреть – чтобы и ретро, и производственная драма, и про брак, секс, отношения и самоопределение. Вот вам список сериалов про американскую жизнь во второй половине ХХ века, как раз к Дню всех влюбленных – потому что без всех этих вопросов о любви говорить невозможно.

“Безумцы”/Mad Men

Семь сезонов о жизни рекламщиков в 1960-1970 годах, которые сталкиваются со всем, что в обществе происходит, потому что иначе рекламу не продать, и большая часть из них мысленно живет в мечте о стабильном прошлом, несмотря на разворачивающуюся перед ними вторую волну феминизма. И если большая часть героев меняется и меняет свою жизнь, главный герой Дон Дрейпер способен только на одно – страдать, спиваться, разочаровывать любых приближающихся к нему женщин и блистательно переводить страхи и надежды людей в рекламные ролики. Я прочитала “Загадку женственности” Бетти Фридан (исследование жизни домохозяек, вышла в 1963) уже после просмотра и жалею, потому что после прочтения становятся понятны все страдания обеспеченной и уютно живущей уютной жены Дона (тоже Бетти, кстати), которую никто не считает взрослой. Так что Бетти ищет самостоятельных решений, Джоан – независимости, Пегги – подкрепленной внешними оценками карьеры. И только Дон находится в поисках забвения любыми путями.

“Двойка”/The Deuce

Мэгги Джилленхол и Джеймс Франко продюсируют и сами играют в сериале о жизни на улицах неподалеку от Таймс-сквер в Нью-Йорке, действие начинается в 1971 году. Сутенеры подробно излагают, как подсадить женщину на внимание, чтобы она стремилась угодить и побольше зарабатывать, но если та решает завязать, начинается физическое насилие. Проституция крышуется местной полицией, но женщин это не спасает от избиений (клиентами и сутенерами), наркозависимости, нервных срывов, эксплуатации и тюрьмы. Городские власти покупаются мафией, и проституция переходит под их крыло, тем временем выходит “Глубокая глотка” прямо в кинотеатрах, законы о порнографии меняются, и она становится бизнесом. Действия в сериале очень мало, но страшно затягивает, изнанка сексуальной эксплуатации демонстрируется без иллюзий, и даже самые положительные персонажи творят дикие по современным стандартам вещи. А еще Франко в двойном экземпляре (играет близнецов) все время ходит в крайне обтягивающих штанах.

“Винил”/Vinyl

Сериал Мартина Скорсезе и и Мика Джаггера прикрыли после всего одного сезона, описывающего дела в 1973 году, и может и не зря – невыносимо уже смотреть, как очередной Дон Дрейпер запихивает свою блестящую жену (Оливия Уайлд!) в загородный дом воспитывать детей, а сам вершит великие дела как владелец звукозаписывающей компании. Обманывает всех, кого можно, перебарщивает со стимуляторами, ни во что не ставит женщин, готов на все ради обработки клиентов, включая подкладывание секретарши, открывает панк-рок, когда у того и названия-то не было, а тем временем его семья трещит по швам, и он сам не понимает, как так происходит, и ничто ему не намекает, что дома стоило бы появляться почаще и уточнять иногда, а что именно жене от него надо. Музыка в сериале просто отличная.

“Охотник за разумом”/Mindhunter

Сериал Дэвида Финчера по мотивам книги Марка Олшейкера и Джона Дугласа о том, как они изобретали профайлинг серийных убийц – то, как те думают, что заставляет их совершать вроде бы немотивированные убийства, каковы обстоятельства их жизни и образ мыслей. Все то, что мы сейчас видим в фильмах и сериалах – детективы быстро прикидывают психологический портрет, пол, возраст, метод действий и сферу деятельности убийцы – это как раз результат обучения профайлингу. Все начинается в 1977 году, и главный герой – скромный сотрудник ФБР, больше всего интересующийся поисками правды, – постепенно погружается в сознание преступников, перенимая их собственные черты. А это презрение и ненависть к женщинам, идеи всемогущества и вседозволенности, ощущение права на насилие, особенно над женщинами, и перекрывающая все обида на них, которые проникают даже в искреннюю романтическую связь. Сериал продлили на второй сезон.

“Американцы”/The Americans 

Пара заброшенных в США молодых агентов КГБ внедряется в местную жизнь, создает туристическое агентство, заводит детей, дружит с соседями, соглашается на желание подрастающей дочери участвовать в жизни церкви – и все это время активно участвует в шпионаже в пользу СССР, даже не догадываясь, что совсем скоро страны, ради которой они изменили всю свою жизнь, скоро не будет. Действие начинается в 1981, за пять сезонов дошли до 1984, в марте выйдет последний сезон, и это настолько многоплановая история, что я еще раз пересмотрю все сезоны, наверное. К началу рассказа им обоим уже лет по 40, появляются внутренние конфликты, что именно они защищают, прожив столько лет в стране, к которой привыкли, и которую их дети считают родной. Их брак – их работа, и только от них зависит, станет ли он чем-то большим, и можно ли жить с любовью и поддержкой, если обоим опять же по работе постоянно приходится спать с другими людьми и изображать чувства. Оба вынуждены жить крайне закрытой жизнью и решают проблемы по-разному, например, муж выговаривается о том, что его на самом деле волнует, в своих поддельных отношениях на стороне от имени своих выдуманных личностей. А жене просто некогда: она работает в агентстве, растит детей, вылизывает дом, очень стройная и всегда с укладкой, а еще шпионит каждый день. И все это на фоне старомодных технических методов работы.

“Американская история преступлений”/American Crime Story 

В первом сезоне рассказывается о судебном процессе по делу О. Джей. Симпсона, знаменитого футболиста и актера, обвинявшегося в убийстве бывшей жены и ее любовника (1994 год). Симпсон – чернокожий, поэтому его защита строилась на предположительном расизме, от чего все пытались откреститься, а прокурора прессовали в СМИ, очень часто используя то, что она женщина, даже ее прическа обсуждалась, и приличная часть сериала посвящена ее попыткам выстоять, сохранять хладнокровие и просто делать свою работу. Второй сезон идет прямо сейчас, рассказывает об убийстве дизайнера Джанни Версаче (1997) и других смертях, в которых был повинен его убийца Энди Кьюненен. Одна из центральных тем этого сезона – гомофобия. Геи вынуждены скрываться, все их действия оцениваются с предубеждением, включая обстоятельства смерти (например, у одного убитого нашли гей-порно, и полиция сразу пришла к выводу, что смерть последовала в результате “этого их экстрима”), про потенциального убийцу быстро решили, что него, наверное, ВИЧ, вот он и убивает, все равно нечего терять (к вопросу, кстати, о профайлинге). Потерпевшие от рук Кьюненена, но выжившие, не сообщают в полицию из страха огласки и осуждения, в результате убийцу ловят слишком поздно и только из-за того, что он добрался до настоящей знаменитости. Наглядная иллюстрация, каким еще образом гомофобия убивает.