Как я пишу сценарии

0

Спросили в комментариях, как я пишу сценарии для обучающих роликов, и это отличный вопрос, потому что, как выяснилось, схема работы у меня есть, но я о ней ни разу не задумывалась, а теперь и обдумала, и поняла, как это работает, и даже знаю теперь, что улучшить.

Пока что я придумывала сценарии роликов только для сети секс-шопов «Точка любви», и продолжаю с ними работать, но как все изменится, я представления не имею. Кстати, в четверг и пятницу новые снимаем, заглядывайте в сториз моего Инстаграм, я там транслирую изнанку съемок.

Зачем вообще нужен сценарий? Неужели я не могу сесть перед камерой и так наговорить гору полезного текста? Не могу. Точнее, могу, но будет слишком много изъянов: текст должен быть в меру задорным, достаточно информативным, без лишних подробностей (ролики мы делаем не длинные), без сложной терминологии (рассчитаны на широкую аудиторию, в том числе на начинающих), логичным и без перескоков с одной темы на другую и так далее. Если на своих лекциях я без проблем держу зал два часа без заранее прописанного текста, то перед камерой взаимодействия с аудиторией нет, поэтому текст необходимо готовить заранее.

Делаем мы это так: начинаем с темы и структуры. Мы — потому что структуру я прописываю не в одиночку. Раньше мне помогали стажерки Настя М. и Алиса Р., сейчас — Таня Мятная, моя менеджерка, которая разбирает рекламные заявки, стоит надо мной с хлыстом, чтобы посты вовремя выходили, и отговаривает брать какие-то девайсы на тест-драйв, потому что работала раньше в секс-шопе и знает о них больше, чем порой хотелось бы.

Для структуры нужно два мозга — мы созваниваемся видеоколлом и набрасываем список тезисов в расшаренном документе Google Docs, вместе решаем, что там лишнее, а что точно надо сделать. Обычно выходит 20-25 пунктов, которые только после этого расставляем в нужном порядке, чтобы логика соблюдалась.

Затем прикидываем, как все визуализировать. Например, недостаточно просто сказать, когда удобна поза «ложки». Надо взять игрушечных медведей, чтобы показать позу, поэтому записываем все сцены и их порядок.

После этого составляем список вопросов для консультанта, потому что какие-то вещи знают только они.

Потом обсуждаем весь реквизит. В среднем на каждый тезис приходится парочка девайсов или тюбиков, иногда больше. Поэтому на съемку их привозят в большом чемодане, и съемочная площадка после распаковки похожа на место взрыва секс-шопа скромных размеров, но выдающегося ассортимента.

Обсудив, что конкретно и с какими характеристиками нужно, отправляю Таню делать список реквизита с конкретными брендами, моделями и цветами, чтобы магазин нам их собрал для съемки. В список реквизита входит также все, что понадобится для визуализации (те же медведи, я точно указала нужный размер в сантиметрах), даже если остается за кадром. Например, когда надо было показать, как латексные презервативы разъедаются маслом, мы внесли в список:

  • аквариум — чтобы положить в него надутый презерватив и поливать маслом
  • презервативы разных цветов — чтобы сделать несколько дублей
  • растительное масло
  • минеральное масло
  • влажные салфетки
  • рулон бумажных полотенец

Последние два пункта в кадре не присутствовали, но понятно было, что мы все вокруг заляпаем, когда лопнет презерватив, и надо будет убрать. А если не указать в списке, что тебе нужно зеленое яблоко среднего размера, никто его и не привезет.

Сама я прописываю текст: на каждый тезис получается в среднем 250-300 знаков, иногда больше. Это важно еще и потому, что я не в состоянии никакой текст выучить, и подсматриваю в ноутбук с открытым файлом. Маленький абзац я могу ненадолго запомнить и рассказать на камеру, затем перехожу к следующему.

Стараюсь за пределы 5 000 знаков не выходить — их я проговариваю примерно за пять минут, а нам еще с консультантом разговаривать.

Иногда я по ходу съемки могу текст менять, если звучит как-то не очень, строго следовать собственному же сценарию я не обязана. Но, чтобы текст сразу звучал как живой, я обычно его проговариваю вслух и затем уже записываю. Потому что мои стили изложения мыслей текстом и словами изрядно различаются, и то, что написано без проговаривания, на мониторе выглядит отлично и читать интересно, а слушать иногда невозможно. Я бы точно не стала. Поэтому такой метод.

Еще мой сценарный текст выглядит немного странно, потому что там неправильно расставлены знаки препинания. Например, если мне надо что-то выделить интонационно, обособляю тире, хотя по правилам они там не нужны. Или разбиваю предложения точками там, где надо паузы делать. На съемке можно забыть, как придумала говорить, поэтому я так все размечаю и потом шпарю по готовому.

И в конце надо свести все в один файл: текст сценария, вопросы консультанту, сцены с визуализацией, реквизит (он тоже пронумерован по сценам, чтобы не вспоминать, когда что показывать). Проверяем, чтобы везде совпадала нумерация — так оператор, продюсер, я и ассистент легко общаемся со своих точек, потому что надо только назвать номер нужной сцены, если возникли затруднения.

Думаю, подготовка к съемкам везде примерно так и устроена: от общего к частному, от концепции к детализации, через обсуждения и планирование с концентрацией и на общем замысле, и на деталях. Просто потому, что это самый логичный и наименее энергоемкий процесс.

А как собственно съемки проходят, в следующий раз расскажу.