«Хорошее место»/The Good Place

0

Ситком «Хорошее место» — сплошной ржач с перерывами на размышления об этике. На Элинор (Кристен Белл) на стоянке у супермаркета наезжает тележка, Элинор умирает и попадает в Хорошее место, которое вроде рая, хотя на самом деле жизнь после смерти устроена несколько иначе, и герои выясняют, что все гораздо сложнее, чем кажется.

Первой проблемой становится то, что Элинор — совсем не хороший человек, прекрасно знает, что в Хорошее место попала по ошибке, и затруднения начинаются практически сразу.

Но, поскольку девушка не дура, она пытается заработать себе билет в Хорошее место и научиться хорошим поступкам, посадив профессора морали и философии Чиди обучать ее этике. Звучит скучновато, но на самом деле это три сезона угара, приключений и попыток выяснить, как же правильно себя вести, не скатываясь в моральный релятивизм.

А скатиться легко, когда осознаешь, насколько сложно сейчас стало делать правильный выбор и совершать правильные поступки. Мир стал настолько сложным и запутанным, а последствия наших действий порой настолько непредсказуемы, что даже когда пытаешься поступать хорошо, все может стать еще хуже.

Простой пример: покупать теплую одежду из меха или что-то искусственное? В первом случае умирают животные, во втором страдает экология, то есть экосистемы, опять же животные, возможно, и люди. Причем, чтобы быть совсем честными, придется посчитать и количество рабочих мест, которые создает каждая индустрия (рабочие места — хорошо), и углеродный след, которые она оставляет (большой — плохо), и износостойкость вещей (высокая — это редкая заменяемость, то есть хорошо), и количество нелегальных мигрантов, занятых в деле (высокое — это коррупция, злоупотребления и низкий уровень жизни, то есть плохо).

Чтобы посчитать все корректно, придется не только вникнуть во все аспекты чужой деятельности, но еще и рассчитать коэффициенты для каждого хорошего и плохого воздействия и попытаться экстраполировать воздействие на будущее, которое тоже непредсказуемо.

Например, убивать животных ради одежды плохо, но если их специально разводят, то сохраняют видовое разнообразие, что хорошо, и если они по какой-то причине исчезнут в дикой природе, производство меховых изделий помогает сохранить целый вид, несмотря на массовые убийства. Однако невозможно догадаться, что нас ждет впереди, и в большинстве случаев нереально оценивать каждый свой шаг, разбирая его на детали.

Во-первых, жить-то когда? Теплую куртку можно купить онлайн часа за два, а выяснять про индустрии придется месяцами, если не годами, ведь информация часто недоступна. Во-вторых, внезапно выясняется, что не существует абсолютно хороших поступков. Даже если расстараться и правильно оценить абсолютно все аспекты и последствия, удастся найти действия, где плюсы перевешивают минусы, но минусы-то все равно никуда не исчезнут.

Кажется логичным, что лучше тогда вообще ничего не делать — обойдешься и без новой куртки. Но, если ты будешь мерзнуть и болеть, не сможешь обеспечивать себя и свою семью, станешь увеличивать нагрузку на систему социальной помощи и здравоохранения (то есть ничего хорошего), а закончится все тем, что друзья или добрые люди все равно купят тебе теплую куртку — с мехом или без него.

Отказ от действий ничего не решает, и выбор все равно приходится делать. Поэтому вопросы этики — это вопросы собственных приоритетов и определения, что для тебя важно, каковы твои ценности, что тебя волнует и к чему ты готова прислушиваться.

Собственно, три сезона сериал выясняет, а что для каждой из нас вообще важно, как это важное определять, почему несущественно, хороший ли ты человек, зато критично, чем ты руководствуешься в своем выборе и как берешь на себя ответственность за него, а не руководствуешься отвлеченной моралью. И все это в приключениях в загробном мире в духе Дугласа Адамса.