Black Mirror/"Черное зеркало", сезон 5

0

Вышел новый сезон Black Mirror, первые два эпизода душераздирающие, каждый по-своему. Чем-то напоминает романы Агаты Кристи, которые перечитываешь чаще, если там больше про людей, а не про убийства. Так и тут — технологические изменения сами по себе ничто, речь всегда о человеческой натуре.

Во втором эпизоде история намеренно помещена в 2018 год, почти копирующий действительность, которая (мы понимаем это, глядя на дату) сейчас технологически уже ушла куда-то вперед, и мы сами еще не знаем, как это используют против нас. Но как бы технологии ни развивались, как бы использующие их индустрии ни били по самому дорогому в каждом из нас, у нас всегда есть выбор, что предпринять.

Первый эпизод рассказывает о том, чему я недавно посвятила аж три поста подряд — угасанию сексуальной связи в браке. Каждый, кто хоть раз вляпывался в роман на стороне, узнает эти томления, сладкую тоску и буйство цвета, когда смотришь в сторону того, кого реально хочешь, а близкий человек вдруг бледнеет и превращается в часть пейзажа. Однако главный тут вопрос — не с кем ты спишь в виртуальной реальности — а насколько готов доверять тому, с кем живешь, и можешь ему открыться. Доверие и способность принять несовершенство друг друга цементируют отношения, а вовсе не идея пытаться создать идеальный моногамный брак.

Еще, конечно, новые технологии невероятно раздвигают границы опыта и самоидентификации. Можно ли считать изменой то, что в «реальной» жизни не происходило? Всегда ли имеет значение, с кем у тебя секс, для определения сексуальной ориентации? Какова роль игры, театра и ничем не стесненного воображения в сексе? Куда это нас может завести? И значит ли это, что тело диктует нам все меньше?

Я на конференции «Без цензуры» читала лекцию о новых технологиях, которые меняют нашу сексуальную жизнь и поднимают неудобные вопросы. Ответов на них у меня нет, а после первого эпизода пятого сезона «Черного зеркала» вопросов стало еще больше, так что надо ее дополнить и прочитать еще разок.

Одно могу сказать — привычное представление о морали доживает последние дни. Держитесь, будущее уже наступило.