Тест Бехдель, правило сексуального торшера и другие способы понять кино

0

Пост, после которого вы не сможете смотреть фильмы как обычно, особенно привычные на новогодних каникулах. Вот вам несколько тестов, большинство из которых они не пройдут.

  • Тест Бехдель. Самый известный, состоит из нескольких принципов: 1) в фильме должны быть хотя бы две персонажки, 2) у них должны быть имена, 3) они должны хотя бы раз говорить друг с другом и 4) не о мужчинах. Думаете, просто? Большинство фильмов из франшизы «Мстители» тест не проходят.
  • Тест Эллен Уиллис. Станет ли история нелепой, если поменять пол персонажей? Попробуйте любой сюжет в фильме «Реальная любовь».
  • Тест Тауриэль. В фильме должна быть женщина — профессионалка в своем деле. «Ирония судьбы, или С легким паром!» тест не проходит — героиня может быть кем угодно, на сюжет это не влияет.
  • Тест Мако Мори. Присутствует героиня, у которой есть собственная история, не ориентированная на поддержку истории мужского персонажа. Любой из фильмов о Гарри Поттере? Нет, таких героинь там не найдется, тест провален.
  • Тест Райли Бекета. История мужского персонажа должна зависеть от истории женского, но при этом между ними нет романтических или сексуальных связей. Вот тут Поттер выигрывает — история Гарри связана с историей Гермионы, при этом они просто друзья. Но это редкость, к тому же романтическую линию ей все равно прописывают, хоть и с другим персонажем.

Зачем все эти тесты нужны? Тем более, что они не гарантируют, что фильм получится хорошим. Например, затем, чтобы женщины в кино перестали быть ходячими предметами, а к нам перестали соответственно относиться. Что еще показывают в кино, что нас дико бесит?

  • Принцип Смурфетты Каты Поллитт. Девчонка — отклонение от нормы, а норма — это пацан, и все отсчитывается от него, поэтому героиня обычно не на первом месте и всего одна. Особенно заметно, когда собирают банду неудачников — один толстый парень, один очкарик, одна девчонка, ей тоже не повезло. «Очень странные дела» со второго сезона — компания с одной рыжей Смурфеттой.
  • Правило сексуального торшера Келли Сью ДеКонник. Можно ли заменить героиню на торшер без потерь для сюжета? Очень часто да. Нередко героиня служит еще и живым макгаффином — так называют предметы, ради которых герои переносят страшные опасности и ужасные приключения, пока сама героиня сидит и ждет, и вместо нее вполне можно поставить торшер. Например, «Чародеи».
  • Принцип женщины в холодильнике Гейл Симон. Женщин показательно убивают, насилуют или еще как-то мучают, чтобы герой мог весь фильм страдать и мотивироваться к действию. Применим тест Уиллис — много ли мы знаем фильмов, где женщина отчаянно пьет из-за мужчины? «Дневник Бриджет Джонс», только там никого не убивают — молчаливым мотиватором мужчины не работают, а вот женщины постоянно.
  • Синдром Тринити. Сильная и часто невероятно крутая героиня, которая может практически все, но не может того, что может герой, который ее обязательно спасет. Вот наоборот не бывает практически никогда, и образец — «Матрица».

Живите теперь с этим, не мне ж одной страдать.