Чтение на выходные

0

«Эту грязь не смыть»: монологи людей, которые пострадали от коррекционного насилия: «Что такое „коррекционное изнасилование“? Как правило, таким термином называют процесс сексуального насилия над ЛГБТ-персоной, цель которого — „исправить“ ориентацию пострадавшего или заставить ее соответствовать устоявшимся гендерным ролям».

Рождение фемповестки из духа готических романов, мистических рассказов и просто ужасов: «35 лет назад вышел „Рассказ служанки“ Маргарет Этвуд — главная феминистская антиутопия в истории литературы. Написанный в ответ на попытки американского правительства отменить право на аборт в начале 80-х, после выхода в 2017 году сериальной экранизации он стал главным символом протеста эпохи #metoo. Пока одетые в форму служанок — белые чепцы и красные плащи — женщины продолжают протестовать по всему миру против запретов на аборты, домогательств и неравенства на рабочем месте и домашнего насилия, Weekend рассказывает, как в фантастических произведениях рождался феминизм и почему писательницы выбирали этот жанр для разговора о женских правах».

Как в Украине, России и Беларуси отказываются от отчеств или берут матронимы: «В Украине Иван Петрович Суходрищенко с легкостью может стать Сережей Фиалкиным, но Петровичем он останется», — возмущается Юлианна. Своего отца она никогда не видела. Он ушел от матери, когда та была беременна: «У меня фамилия матери — Мельник. В графе „отец“ записано: Мельник Александр Сергеевич. Это фамилия матери и настоящее имя отца. Соответственно, у меня его отчество. Отчество человека, которого я никогда не видела».

«У тебя нет папы, ты не знаешь, как принято»: меня домогался отчим, состоявший в культе: «Помню, что когда мне было шесть, мама вернулась домой совсем другая, непривычно серьёзная. Она сказала: „Яна, сейчас я расскажу тебе правду. Бог на самом деле существует. Но он не в церкви. Все люди запутаны дьяволом, но я встретила человека, который общается с Богом напрямую, и он нам поможет“. По версии Виктора Ивановича, у мамы была опухоль, и появилась она из-за родового проклятья: на седьмом колене, то есть моей маме, наш „ведьминский род“ должен был прерваться — а я, её дочь, якобы пришла в мир, чтобы её уничтожить. Ещё в системе верований Виктора Ивановича были инопланетяне, к которым якобы относилась семья моего отца: они поклонялись пришельцам и несли в себе их „убийственную энергетику“. Всё это было приправлено авторской трактовкой Библии».

Почему люди стали созревать раньше и куда это нас ведет: «В 1860 году девичья зрелость наступала в 17 лет. В 1910-м — уже в 14. Полвека спустя, в 1960-м году — в 11 лет. За сто лет девочки начали созревать на 6 лет раньше. Куда, казалось бы, дальше? С тех пор тенденция замедлилась, но понемногу берет свое: в 2019 году пубертат начинался в среднем в 10,1 года. Мальчики, как водится, немного отстают от девочек — как в скорости развития, так и в темпах его ускорения — но закономерность справедлива и для них: начало полового созревания сдвинулось за последние 15 лет по меньшей мере на несколько месяцев».

21-летняя помощница обвинила директора Театра Виктюка Валерия Райкова в изнасиловании. О его приставаниях «Холоду» рассказали и другие бывшие подчиненные: «По ее словам, после двух бокалов она неожиданно почувствовала себя плохо, а Райков „воспользовался ситуацией“. После случившегося директор, по словам девушки, отправил ее домой на такси. Оттуда она сразу же позвонила в скорую и в полицию. Врачи заподозрили, что на ее организм мог подействовать сильный противоэпилептический препарат. Пострадавшую отвезли в больницу на медицинскую экспертизу. После этого она поехала в отделение МВД. По данным телеграм-канала „112“, медицинские эксперты подтвердили, что девушка была изнасилована, и сейчас правоохранительные органы проводят проверку».

Представленность женщин в искусстве: «Многим мужчинам режет глаз действующая, сильная героиня в кино — через мужскую оптику эта героиня начинает сразу же доминировать и довлеть над всем остальным, а куда её деть, как её воспринимать — непонятно. Поможет ли решению этой проблемы представленность женщин в культуре? Возможно».

Десять лет в правозащитном феминизме. Большое интервью с Мари Давтян: «Имя Мари Давтян на слуху у всех, кто интересуется проблемами гендерной дискриминации и насилия над женщинами в России, независимо от взглядов на вопрос. К 33 годам она является соавтором законопроекта о домашнем насилии, действующим адвокатом, а также участвует в рабочих группах Госдумы и Совета Федерации по разработке закона и в Совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин при правительстве РФ. Помимо этого с конца 2017 года Мари является руководителем Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных объединений».

Что такое «зрелые годы» для женщины XIX века: «Собственно говоря, „некоторые лета“ означают просто зрелыя лета, но оба эти выражения звучат как-то неприятно, и никто не любит применять их в себе, пока не перейдёт за тот возраст, который кончается в пятьдесят лет, а начинается неизвестно когда, потому что многия женщины, и парижанки в особенности, сохраняют молодость до сорока лет. Вообще же, зрелыя лета начинаются в тридцать пять лет; воображению, если не глазам, женщина этих лет уже не представляется молодою, и если у ней есть дети, она должна стать серьёзной особой, как в своих поступках, так и в туалете».

Из-за афантазии у меня нет сексуальных фантазий: «Афантазия — это мало исследованное состояние, из-за которого человек не может создавать образы перед „мысленным взором“. Большинство людей, закрыв глаза, могут представлять ощущения (визуальные, звуковые и т.д.), но я не из их числа. Когда я закрываю глаза, то вижу только темноту. Людям снятся цветные сны, в которых они слышат различные звуки, но мои сны складываются из слов и чувств».

Почему важно научиться правильно говорить о трансгендерности и небинарности: «Кирей-Ситникова пишет о том, что люди с гендерно неконформной внешностью могут испытывать на себе трансфобию, даже если не относят себя к трансперсонам — и это то, что постоянно происходит со мной, особенно с тех пор, как пару лет назад я начала коротко стричься. Да, всего лишь пять сантиметров волос на голове — и вот ты уже на постоянной основе слышишь: „Молодой человек, это женский туалет!“. Говорящие так, вероятно, думают, что защищают сакральное пространство от случайных или намеренных посягательств другого, но чтение литературы о трансгендерности теперь позволяет мне максимально точно дешифровать эту фразу: не отдавая себе в этом отчета, посторонние люди (в данном случае, женщины) требуют предъявить гениталии, чтобы одобрить или не одобрить мое пребывание на некой территории».

«Ни у кого нет никакой второй половины». Философ Ален де Боттон о том, почему надо перестать стыдиться одиночества: «Романтический миф извращает нашу естественную потребность в близости, превращая ее в страх остаться одним».

Александра Коллонтай и борьба за женскую сексуальность: «Так на смену идеи „большой любви“ (но не исключая её обновленной возможности) приходит более простая, но по степени внутренней работы и ответственности более сложная „любовь-игра“ или „эротическая дружба“. В полемических работах Коллонтай может смущать некоторое обилие „политических“ терминов и знакомый многим язык коммунистической идеологии. Но нужно отметить, что на момент написания этих текстов данный язык мыслился действительно как революционный и могущий дать новую оптику для осмысления отношений между полами, соответственно, восприятие его было иным, нежели сейчас».

В чем секрет феноменальной популярности «Сумерек»: преподаватель зарубежной литературы из МГУ разбирает историю о любви вампира и обыкновенной девушки: «О том, почему на самом деле в „Сумерках“ почти нет ничего от готики, почему сага так популярна у домохозяек и почему в этой мелодраме никто не занимается сексом, — читайте в интервью диджитал-директора Esquire Насти Полетаевой с Борисом Максимовым, старшим научным сотрудником журфака МГУ, кандидатом филологических наук, преподавателем зарубежной литературы и автором спецкурса „Эволюция готической новеллы: от Людвига Тика до Стивена Кинга“».