Чтение на выходные

0

Девочки-пацанки — а что, такое было в 1990-х: «Вышедшая в издательстве individuum книга Роберта Гараева „Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х“ — это oral history пацанской субкультуры в Казани и других татарских городов, в которую на излете Советского Союза было вовлечено чуть ли не все молодое мужское население республики. Ребята попадали в эти дворовые отношения, где надо было соблюдать иерархии и принципы, чмырить младших, уважать старших и „ходить за район“, очень рано — с младших классов. Всеобъемлющее пацанство, как пишет Гараев, простиралось также на женщин, которые участвовали в субкультуре не только в качестве девушек и жен пацанов, но и организовывали свои женские группировки».

Секс в русской прозе XX века: «Всем этим (и многим другим) изломанным и, как тогда говорили, „декадентским“ вариантам развития эротической темы прозаики иного, „здорового“, направления противопоставили воспевание естественной чувственности. Шумный и скандальный успех выпал на долю романа Михаила Арцыбашева „Санин“ 1907 года, заглавный герой которого исповедует нехитрую мораль: „Желание — это все: когда в человеке умирают желания — умирает и его жизнь, а когда он убивает желания — убивает себя!“ Также нужно упомянуть рассказ Анатолия Каменского „Леда“ 1906 года, героиня которого расхаживает перед посетителями своего салона „совершенно голой“, „в одних золоченых туфлях на высоких каблуках“, и мотивирует это следующим образом: „Представьте себе, какой ужас, — я осмеливаюсь ходить у себя дома так, как мне нравится. Я влюблена в свое тело и позволяю на него смотреть другим“. Стоит, конечно, отметить, что воспевание тела у писателей „здорового“ направления почти неизбежно оборачивалось смакованием пошловатых красивостей».

Монологи ЛГБТ-предпринимателей о гомофобии, «гей-лобби» и выходе из шкафа: «Я работаю в такой среде, где говорить открыто точно нельзя, потому что наши клиенты — родители. В основном это традиционные семьи. Хотя бывает очень смешно, когда ребенка приводит семья из двух мам. В саду они представляются сестрами, потому что тоже не чувствуют себя в безопасности, так как не понимают, насколько хорошо я отношусь к ним. Не то чтобы я очень скрываюсь: мои друзья и семья знают. Но клиенты, конечно, нет. Если бы у меня был только магазин шариков или какой-нибудь салон красоты, то, наверно, можно было бы открыться, но детские сады — это все-таки очень консервативная и ответственная сфера».

Изнасилования и незащищённость: что происходит на пальмовых плантациях, связанных с крупными косметическими брендами: «В Индонезии на плантациях производителей пальмового масла заняты около 7,6 миллионов женщин, а точное число работающих в Малайзии неизвестно. Многие из них работают целыми поколениями. Девочки, не окончив школу и даже не научившись читать, приходят на поля помогать матерям — там они собирают зёрна и с мачете очищают кусты деревьев. Из-за отсутствия образования работницы плантации не могут уволиться, так как не имеют других навыков».

Кто научил вашу дочь продавать свои голые фото: «Самая популярная „точка входа“ на сайт — Twitter. На английском языке есть даже специальный хештег #nudesforsale (или „нюдсы на продажу“), под которым люди рекламируют свои аккаунты на OnlyFans. На русском языке такой хештег для обнажёнки тоже есть, но он „безобидный“ и называется #нюдсочетверг — маленькая сетевая традиция регулярного обнажения тоже появилась в карантин. По иронии, именно Twitter позволил британским журналистам сделать вывод, что на OnlyFans можно найти фотографии детей и подростков. Репортёрша Би-би-си снимала фильм про популярность OnlyFans в Англии и прогоняла аватарки девушек оттуда через нейросеть Yoti, анализирующую возраст по лицу. Затем она предложила разработчикам провести массовое исследование: они взяли хештег #nudes4sale и похожие в Твиттере, выявили 7728 человек, которые воспользовались им за один день, — после чего вновь прогнали аватарки через алгоритм. 2254 портрета принадлежали людям в возрасте от 15 до 17 лет, а ещё 200 человек были младше 14 лет».

История медсестринской формы в 20 фотографиях: «В середине XX века благотворительный Фонд здравоохранения Хелены Фулд опубликовал коллекцию фотографий медсестер из разных стран в форме — всего около ста снимков. Публикуем некоторые из них и заодно вспоминаем историю медсестринского дела».

Сколько лет БДСМ: «Вряд ли я ошибусь, если скажу, что большинство из нас считает БДСМ изобретением западным и сравнительно новым. Начало садизму положил, разумеется, Донасьен Альфонс Франсуа де Сад в 18 веке, потом Леопольд фон Захер-Мазох придумал мазохизм в 19-м, кожу назначили универсальным символом „сексуальных перверсий“ вскоре после Второй Мировой, а сама аббревиатура БДСМ появилась в 1969 году — вот, собственно, и вся история. Как вы уже, наверное, догадываетесь, такое обывательское представление ошибочно».

Сифилис, Первая мировая, Space Age, 90-е: как мировые кризисы и наука меняли моду: «В 2020 году мы обрели новый аксессуар наравне с сумками, шляпами и солнцезащитными очками — медицинские маски. Их можно найти у Fendi, Chanel, Maison Margiela. Если раньше бренды таким образом пытались подыгрывать уличному стилю, то теперь они отвечают новой мировой повестке. Пандемия изменила наш образ жизни, и это не впервые. Вспоминаем, как сифилис уничтожил культ сексуальности в Европе, Первая мировая избавила мир от корсетов, а 90-е — от потребительства».

Женская доля: кто главный в немецком бизнесе: «Правящая коалиция ФРГ планирует сделать женскую квоту обязательной. По числу женщин среди топ-менеджеров Германия в европейском сравнении отстает. Что мешает немкам?»

Аборт как центральная феминистская проблема: «С одной стороны, в этой главе обсуждаются наказания за детоубийства, аборт рассматривается как частный случай этого преступления. Например, к смертной казни приговаривается женщина, забеременевшая вследствие „блудной и скверной жизни“ — очевидно, речь идет о детях, зачатых или рожденных вне брака — и решившая „убить“ ребенка. „Чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися“. Мы видим, что контроль репродуктивного поведения напрямую связывается с регуляцией сексуальности женщины, где „блуд“ и „детоубийство“ — вариации нежелательного с точки зрения закона поведения женщины. Также Соборное уложение утверждает, что беременная женщина, приговоренная к смертной казни, не может быть убита до тех пор, пока не родит».

Между психоанализом и феминистской эпистемологией: «Публикуем беседу о феминизме и психоанализе между Аллой Митрофановой, философиней и киберфеминисткой, и психоаналитиком Александром Смулянским, автором семинара „Лакан-ликбез“. Диалог феминизма и психоанализа крайне важен, он включает в себя различные точки зрения, поэтому данный диалог выходит с комментариями. Высказаться по поводу этой дискуссии любезно согласились Елена Георгиевская, поэт, прозаик и публицист, транс-персона, участник редакционного совета журнала Ф-письмо, Елена Костылева, поэт, редакторка журнала Ф-письмо, психологиня психоаналитической направленности, студентка философской магистратуры ЕУСПб, Валерия Левчук, философиня, аспирантка философской программы ЕУСПб, исследовательница лакановского психоанализа, и Мария Бикбулатова, редакторка журнала Ф-письмо, философиня, студентка философской магистратуры ЕУСПб».