«Морально ли абортировать плод с особенностями?»

0

«Здравствуйте! Интересно ваше мнение о селективных абортах на поздних сроках. Как вы думаете, это действительно хорошо для общества в долгосрочной перспективе? Получается, что ребенок с синдромом Дауна, или расщелиной неба, или spina bifida не имеет такого же права на жизнь, как ребенок без особенностей здоровья? Каким образом можно выстроить социально ориентированное и толерантное общество на основании подобной морали? Я имею в виду аборты на сроках после 12 недель, разумеется.»

Привет! Я думаю, тут есть минимум два аспекта. Во-первых, каково ребенку жить в неинклюзивном мире, где ему не предоставляется возможностей проживать свою жизнь так же, как и всем остальным? И каково родителям знать, что рано или поздно их дитя останется без присмотра, возможно, без средств к существованию и той помощи, в которой он нуждается? Люди с синдромом Дауна при соответствующем отношении, обучении и подготовке могут вести такую же жизнь, как и все, но где их взять — эти отношение и обучение? Я вот за свою жизнь только дважды видела человека с синдромом Дауна на улице, и оба раза были не в России, не знаю даже, где их прячут тут. Легко представить, что кто-то искренне не хочет такой жизни, какая будет у ребенка в нашей стране. Мне самой с таким выбором сталкиваться не приходилось, но понять отказ выпускать в недоброжелательный мир человека, который не сможет в результате о себе позаботиться, могу. Для того, чтобы мысли о прерывании беременности по такому поводу не возникали, сначала надо выстроить систему, в которой особенности не станут проклятием, иначе это перекладывание всей ответственности на родителей и попрекание моралью самых незащищенных, у которых нет самостоятельных ресурсов обеспечить ребенку проживание достойной человеческой жизни.

И второе: жизнь самих родителей, их выбор, как ее прожить. В России большинство абортов делают женщины, у которых уже есть дети, и им, как правило, не нужно узнавать об особенностях плода, чтобы принять решение, что детей они больше не хотят. Каждая выбирает посильную для себя ношу, и новые дети могут попросту не вписываться в уже сложившуюся жизнь. Получается, множество детей не рождается по самым разным причинам, включая социальные, экономические и «просто не хочу». Оправданно ли морально делать аборт, если кажется, что не сможешь содержать ребенка на подходящем уровне? Неужели ребенок не имеет право на жизнь, пусть даже в бедности? Мой-то ответ, понятно, — женщина имеет право сама определять, сколько детей ей иметь, — но в этих разговорах о правах нерожденных детей мы запросто забываем о правах тех, кто уже живет, в частности, о родителях. И, что так же важно, — об уже живущих детях с особенностями, для которых делается очень мало, и именно это мне лично кажется аморальным, а вовсе не аборт по медицинским показаниям. Нам необходимо строить инклюзивное общество, которое не бросает людей с особенностями на произвол судьбы, и только тогда уже можно говорить о толерантности и возможности оставить ребенка с особенностями. Сейчас для многих это слишком большой груз, который нести приходится в полном одиночестве.