Чтение на выходные 13-14 марта

0

«Я всегда строила планы побега»: интервью узницы «скопинского маньяка» Екатерины Мартыновой: «В издательстве „АСТ“ выходит книга „Исповедь узницы подземелья“. Её написала Екатерина Мартынова, которую в 2000 году похитил и на три с половиной года в своём подвале запер Виктор Мохов, известный под прозвищем „скопинский маньяк“. Сейчас Мохов, отсидев в тюрьме почти семнадцать лет, вышел на свободу — и Екатерина полагает, что ей есть чего бояться: будучи в заключении, он написал ей письмо, в котором угрожал и обещал „показать компромат“. Сейчас же Мохов приехал в Москву, где якобы снимался в одном из ток-шоу на федеральном телевидении, но в каком именно — загадка: федеральные телеканалы опровергли новость о подготовке подобной передачи».

Как в Петербурге появились суфражистки, почему феминизм XIX века был элитарным и кто боролся за равноправие в СССР: «Почему русские феминистки не праздновали 8 Марта, где в городе проходили первые митинги в поддержку равноправия, из-за чего лидеры дореволюционного движения за феминизм уезжали после 1917 года в Европу и почему русский феминизм редко бывал радикальным? Автор книг „Русский феминизм как вызов современности“ и „Женский Петербург“ Ирина Юкина рассказывает, почему движение зародилось в середине XIX века в Петербурге и как развивалось в СССР».

Гендерный обман: «Многие говорят: „Не привязывайтесь к языку, есть много других проблем“. Это правда. У женщин много проблем. Сначала им нужно умудриться родиться, особенно в тех странах, где делают селективные аборты. Потом нужно вырасти и получить образование, невзирая на все идеи о том, что они на это не способны или им это не пригодится. Потом умудриться не попасть в статистику „основная причина смерти для взрослых женщин — мужчина“. Сделать карьеру в мире со стеклянным потолком. Множество трудностей и проблем. Но язык тоже важен. Одна из важнейших задач для многих женщин сейчас — найти свой голос и свой язык. Не бояться говорить про себя, чтобы это не было стыдно, омерзительно, отвратительно, жалко. Чтобы мы наконец увидели всю странность того, что половина населения вынуждена скрывать свой пол в речи».

История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике: «Фильм разошелся по всем дагестанским пабликам через день-два после выхода. Сработало название „Снявшие хиджаб“, хотя лично я говорила не совсем об этом. Мне начали писать сообщения с угрозами, оскорблять, призывали разобраться со мной, „порешать“ меня: „Думаешь, мы с тобой не разберемся? Сейчас все утихнет немного — и разберемся“. Было страшно, жутко. Я ходила с охраной, надевала парик. Меня тут же возвели в ранг женщины, которая „опозорила Дагестан“. Вместо того чтобы задать вопросы моему бывшему супругу — почему он избивал беременную жену, почему не зарабатывал деньги, — все вопросы были обращены ко мне. Потому что я сняла хиджаб, „оставила свою религию“ и посмела об этом сказать на камеру».

Почему наш мир удобен только для мужчин? Приводим доказательства из новой книги (на примере уборки снега): «Гендерные различия обнаруживаются не только в выборе транспортных средств, но и в маршрутах. Мужской маршрут довольно прост: утром — на работу, в город, вечером — домой, за город. Женский маршрут сложнее. Во всем мире женщины выполняют 75% неоплачиваемой работы по дому, и это сказывается на их транспортных потребностях. По дороге на работу женщины обычно отвозят детей в школу, днем иногда сопровождают пожилых родственников к врачу, а вечером, по пути с работы, закупают продукты. Образуется так называемая цепочка передвижений — составной маршрут, включающий несколько отдельных походов и поездок. Составные маршруты характерны для женщин во всем мире».

«Новые женщины»: мечты и реальность: «В недавнем популярном телесериале „Мистер Саншайн“ (показанные в нём события происходят в Чосоне на рубеже XIX–XX веков) главная героиня, дочка янбана, сбросив верхний длинный халат, закрывавший женщину с головы до пят, идёт в школу для простолюдинов, чтобы учиться английскому у иностранной учительницы. Однако до 1910-х годов кореянки крайне редко обучались в школе. В 1886 году американские миссионеры открыли в сеульском районе Чон-дон первое в Корее образовательное учреждение для женщин современного образца — школу Ихва хактан. Но до 1910-х годов набирать учениц было нелёгким делом. Учителя ходили по домам и уговаривали родителей послать дочерей в школу, где те смогут получить бесплатное образование. Ситуация изменилась после того, как стало известно, что ученицы Ихва хактан приняли активное участие в Первомартовском движении 1919 года.»

7 историй о том, как женщин игнорировали, потому что они женщины: «На реддите женщины рассказывают о том, как врачи, консультанты и мастера игнорировали их, несмотря на то что именно они были клиентками. Выбрали 7 историй. „Однажды ко мне пришел мастер починить кое‑что в моем доме. У меня в гостях тогда был друг. Я поприветствовала мастера и начала говорить с ним проблеме, но потом он увидел моего друга и повернулся на 180 градусов, чтобы поговорить с ним. Он буквально развернулся и встал спиной ко мне в середине предложения. В моем доме“».

Почему женщины до сих пор не работают так, как им хочется: «Мы радуемся, что ситуация становится лучше, а женщин теперь больше в тех сферах, которые традиционно считались закрытым „мужским клубом“. Но пока это слишком маленькие радости. Здесь собраны тексты о том, как устроить жизнь так, чтобы в нашей профессиональной жизни не было сексизма».

Гендерное воспитание в российских детских садах: «„Мальчикам прийти в костюме принцев, девочкам — в платьях Золушек“ — такое сообщение появилось в родительском чате редактора „Мела“ перед 8 Марта. Праздничный утренник в детском саду, куда ходит ее дочь, решили провести в стилистике сказки братьев Гримм. Один из запланированных номеров — „танец-стирка“».

10 книг о феминизме: «„Обычная девочка 12-13 лет ворвалась на страницы истории“. Историю об Орлеанской деве рассказывали множество раз, но так — впервые. Сэквилл-Уэст показывает крестьянскую девочку, воина и святую как знаковую фигуру времени. Вита прекрасно понимает, в чем заключается сила биографического произведения: здесь есть беспристрастное движение истории, а на ее фоне — отдельно прожитая жизнь».

Как устроен фильм «Любовное настроение» Вонга Карвая: «Буквально за несколько дней до премьеры при окончательном монтаже Вонг Карвай изъял из „Любовного настроения“ все эротические эпизоды (судя по рекламному ролику, который в соответствии с каннскими правилами был сдан за месяц до даты показа, постельные сцены были достаточно горячи). Этим он поверг в шок актеров: Тони Люн и Мэгги Чун не узнали фильм».

Мужской саботаж: 5 историй о том, как они уклоняются от семейных дел: «Я принес продукты, как сейчас помню — цельную курицу, картошку, какие-то овощи на салат. Курицу сунул в духовку, картошку почистил, уляпав полкухни, овощи порезал крупными кусками, типа по-гречески, сверху ляпнул кусок феты, залил маслом. Из духовки пахло странно, я вытащил курицу, она обуглилась сверху и была совершенно сырой внутри. Так и подал. Салат жена как-то съела, от курицы отказалась, отмыла за пару часов кухню, духовку и противень и больше ко мне с ужином никогда не приставала. Я даже предлагаю время от времени — отказывается, говорит „я сама“».

Жизнь и открытия первой женщины-палеонтолога: «Мэри Эннинг была бедной собирательницей окаменелостей и самоучкой, чьи тщательно задокументированные находки расширяли человеческие знания о древней жизни, но долгое время игнорировались научным сообществом, ввиду отсутствия у нее ученой степени и даже университетского образования».

Как объяснять детям их права и говорить с ними о сексуальности: «Большинство россиян поддерживают идею сексуального образования в школах, об этом говорят результаты недавнего соцопроса. Но сейчас такой практики в российских школах нет. Поэтому вся ответственность рассказывать подростку о контрацепции, сексуальности, границах и правилах ложится на родителей, которые не всегда могут и знают, как вести подобные разговоры. Пока в школах не учат строить здоровые отношения, взрослые ищут другие варианты: литература, видео, фильмы и специальные занятия. Педагог и автор такого занятия Анна Земляная рассказала „Насилию.нет“, как подростки учатся коммуникациям, что их волнует и как они видят мир, а психолог Елена Голяковская объяснила, как родителям самим говорить с детьми на сложные темы и не потерять при этом их доверие».