«Красавица для чудовища»/Mary Shelley

0

Фильм, который я посмотрела на прошлой неделе: «Красавица для чудовища» (2017). Название перевели как всегда, на самом деле там никаких аллюзий к «Красавице и чудовищу» нет. Картина — довольно условный байопик о жизни Мэри Годвин, в браке Шелли, которая еще в юности написала ставший знаменитым роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». В фильме из истории выбросили одного из детей четы Шелли, который родился в тот же период, и еще изменили разное по мелочи, но основная канва осталась та же — тяжелые переживания и трудности жизни Мэри Шелли смогла переработать и использовать как ресурс для творчества и писательской деятельности, явив тем самым огромную твердость духа.

Я не знала до этого, что Мэри — дочь знаменитой писательницы Мэри Уолстонкрафт, особенно известной работой «В защиту прав женщин», она сейчас считается одной из первых феминистских философинь. Но матери не довелось воспитывать свою дочь — Уолстонкрафт умерла от родильной горячки, оставив неоконченные рукописи. Мэри Годвин воспитывал ее отец, тоже писатель и вольнодумец, который дал ей хорошее образование. Однако в 16 лет Мэри встретила поэта Перси Биша Шелли, которому было 21, и он уже был женат, причем с первой женой когда-то сбежал. На этот раз он сбежал с Мэри, жениться на которой смог только после смерти первой жены.

Скандальную пару нигде не привечали, даже их родители, зато они тусили с лордом Байроном, который и подал идею написать всем по какому-нибудь страшному рассказу. Мэри увлекалась наукой, и ее поразили опыты гальванизации — подачи электрического тока на мертвое тело, из-за чего у него сокращались мышцы, и передовая для того времени мысль устремлялась к будущему воскрешению из мертвых. Ее роман называют первым научно-фантастическим произведением в истории, задавшим рамки целого жанра, потому что он не только фантастический, но еще и про науку. С отцом Мэри в итоге помирилась — он даже устроил второе издание романа уже с именем автрисы, поскольку первое издание было опубликовано анонимно.

Мне фильм чем-то напомнил «Эффи» о жизни жены писателя и искусствоведа Джона Рескина, в котором Ефимию играла Дакота Фэннинг (роль Мэри Шелли исполняет ее сестра Эль Фэннинг). Только там все ровно наоборот: Эффи всей душой желает иметь семью и реализоваться в ней, а муж отказывается иметь с ней сексуальные отношения, поэтому Эффи берет все в свои руки, аннулирует брак и выходит за художника, друга семьи. В «Красавице для чудовища» Мэри жаждет чего-то большего, чем просто быть женой и матерью, она нуждается в самовыражении и настойчиво ищет собственный голос, а еще ее совершенно не устраивает идея мужа, романтика и атеиста, сделать ее любовницей его лучшего друга. Собственно, я увидела фрагмент обсуждения этого ценного предложения в TikTok и пошла искать фильм.

Не могу сказать, что фильм как-то невероятно прекрасен — это просто хорошая убедительная история. Зато Перси Шелли играет Дуглас Бут (обожаю его), а в небольших ролях снялись Мэйси Уильямс (Арья из «Игры престолов») и Джоанн Фроггатт (Анна из «Аббатства Даунтон»). И главное — начинаешь читать обо всех персонажах и страшно за всех переживаешь, несмотря на то, что все они давным-давно умерли. Разве не за этим мы кино и смотрим?